Поэтому политические меры в данной сфере готовятся медленно и кропотливо — о чем свидетельствуют дебаты по разработке общеевропейской политики в отношении миграции и приема беженцев. Самые распространенные метафоры этого политического дискурса — «Европа без границ» и «Крепость Европа». Они не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд, а просто выражают два различных измерения: внутреннее и внешнее.
Если взять первую, «Европа без границ», то ЕС дал своим гражданам возможность беспрепятственно перемещаться из одной страны ЕС в другую и пользоваться многообразием культурного контекста Европы. Эти барьеры можно назвать «невидимыми границами». Важно отметить, что перечисленные препятствия не являются одинаково существенными для всех граждан
ЕС. Если европейским элитам — ученым, бизнесменам, экспертам — свойственна высокая мобильность, то рядовые рабочие и служащие, как правило, остаются в родной стране.
А в плане контроля и безопасности ЕС принято называть «Крепостью Европа»: в первую очередь это относится к охране внешних границ. Если же мы возьмем данный термин в более широком смысле, его можно применить и к различным сферам повседневной жизни. В современной Европе «сторожевые функции» не ограничены только внешними рубежами: они контролируют доступ к государственным институтам, рынку труда, системам социального обеспечения, а также ключевым позициям внутри политической системы. Большинство охранных полномочий принадлежит не пограничникам, а рядовым чиновникам, которые ведают трудоустройством, муниципальным жильем, соцобеспечением (Engbersen, 201, р. 242). В подобной ситуации изощренные системы установления личности и контроля, — такие, как «Eurodac», собирающая в пределах ЕС информацию о претендентах на убежище и незаконных иммигрантах, играют все более важную роль (см. European Union, 2006а).
На этом фоне трудно представить Европу без каких-либо внутренних, внешних или невидимых границ. С другой стороны, границы — отнюдь не запрограммированная данность, а результат социально-политических договоренностей и компромиссов. Эйки Берг и Хенк вам Хотум (Eiki Berg and Henk van Houtum, 2003, pp. 1-2) формулируют эту мысль следующим образом: «Граница в ее подлинном значении — не столько объект или физический феномен, подлежащий устранению или возведению, сколько непрерывный процесс, с которым мы сталкиваемся и который сами генерируем в повседневной жизни». Следовательно, граница — величина непостоянная, а процессы разграничения и ограничения определяются договоренностями и прецедентами.
Для ответа на вопрос, является ли понятие «Европа без границ» просто риторикой, фактической реальностью или чисто утопической мечтой, в данной главе рассматриваются пять основных тем: меры Евросоюза по открытию внутренних границ; феномен мобильности рабочей силы и ее активное поощрение Евросоюзом; факторы, препятствующие и способствующие мобильности в Европе; расширение ЕС на восток и предполагаемое воздействие этого расширения на сложившуюся схему перемещения европейцев; наконец, последняя, но не менее важная тема — взаимозависимость миграционной политики и миграции в ЕС (мы анализируем ее на примере трех сценариев возможного развития событий).