Разумеется, в первую очередь все то, что вы взяли с собой в дорогу, необходимо вам самим. Однако помимо этого к вашим чемоданам проявляет вполне здоровый и закономерный интерес сотрудница аэропорта, которая придирчиво его взвешивает для того, чтобы «содрать» дополнительную плату за превышение веса, таможенник, чтобы найти в нем что-то, требующего дополнительного оформления, которое получается тут же за несколько купюр и, конечно же… грузчики. Почему грузчики могут заинтересоваться вашим багажом? Как ни странно, но исключительно в личных целях, ведь многие пассажиры после перевозки багажа, открывают чемодан в другом городе другой страны и с удивлением обнаруживают мелкие недостачи вроде зубной пасты, одеколонов, каких-либо документов и, конечно же, денег и драгоценностей.
Почему так? Потому что грузчики представляют собой персонал, который в состоянии остаться с вашими личными вещами один на один и уж только от порядочности того или иного сотрудника зависит, в каком состоянии вы получите свою сумку и все ли вещи будут целыми и невредимыми. Увы, это слабое место компании перевозчика — она не в состоянии полностью проследить весь путь, что сумка находится «под охраной». Ведь ваш багаж едет отдельно от вас, расставаясь с хозяином на линии транспортера после нанесения бирки и регистрации. После этого по транспортной ленте багаж выезжает в отдельное помещение и по летному полю до багажного отделения самолета его везет грузчик на специальной тележке.
Спрашивается, каким образом компания-перевозчик может охранять ваш багаж, если при этом они даже не знают, что с ним сейчас происходит? Вот мы и нашли самое слабое звено грузоперевозок современных авиакомпаний. Стоит ли говорить, что ни одна из существующих отечественных и зарубежных авиакомпаний не пыталась уладить этот довольно щекотливый и спорный вопрос? Согласно правилам перевозки, в случае, если вы заметили какие-то повреждения или же отсутствие тех или иных вещей в вашем багаже — кражу, а также какую-то другую проблему (задержку багажа, к примеру), вы должны обратиться в соответствующую службу аэропорта и составить акт про неисправности при перевозке багажа. При этом отсутствие акта при предъявлении претензий компании-перевозчику автоматически освобождает этого самого «перевозчика» от всех обвинений.
Однако, большинство пассажиров просто не захочет тратить время из-за пропавшего свитера или же тюбика зубной пасты, ведь все заняты, у всех дела… Да и следует также отметить общую юридическую безграмотность наших соотечественников, которые даже не имеют понятия о существовании такого документа, как «правила перевозок». А знать-то надо, ведь это единственный документ, который подтверждает ваши права и обязанности перевозчика по отношению к вам. Кстати, именно в правилах четко написаны общие рекомендации касательно багажа, которые настоятельно советуют не включать в багаж драгоценности, деньги, документы и технические паспорта, важные деловые бумаги а также скоропортящиеся или же хрупкие предметы. А ведь при этом стоит заметить, что наличие или отсутствие в багаже тех или иных предметов никак не влияет на, допустим, маневренность самолета.
Так почему же в рекомендациях буквально кричат о том, что все мало-мальски ценные вещи и документы стоит взять с собой в салон? Неужели авиаперевозчик понимает факт недобросовестности своих сотрудников и стремится предупредить граждан о возможной краже? Почему также рекомендуют не включать в багаж электронное оборудование? К примеру, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны и плееры, а также многое другое, без чего среднестатистический россиянин просто не представляет «отдых на природе». Да потому, что такое оборудование запросто может быть раздавлено избыточным весом багажа. Не стоит думать, что если вы положили ноутбук на самый верх сумки, его не сломают. Не факт, что ваш багаж окажется в тележке одним из нижних «ящиков», на который будет поставлено несколько сумок массой 20 кило каждая.
Снова вернемся к тематике краж. Многие из вас смотрели фильмы, а также много путешествовали и знают о наличии камер наблюдения на всей территории аэропорта — от зала ожидания и до взлетного поля. И, конечно же, об агентах безопасности, бортпроводниках и других служащих. Неужели они не в состоянии проследить за тем, чтобы грузчик не залез в вашу сумку для поиска ценных вещей? Оказывается, нет. Разумеется, все это есть — и камеры, и служащие, однако все бригады грузчиков так или иначе проинформированы о «слепых зонах», где никто не помешает спокойно остановить тележку и «выпотрошить» несколько выбранных сумок. Так или иначе, но работают эти ребята хорошо слаженными бригадами и не тратят время зря на подбор сумки — они уже знают результаты сканирования «телевизором» и заметили, что и в каком чемодане может заинтересовать. И, конечно же, не исключен факт воровства во время погрузки. Да, даже при наблюдении борт-проводников и агентов сопровождения, которые являются материально ответственными лицами и, таким образом, заинтересованы в сохранении багажа в целости и сохранности. Каким образом это происходит? Двое грузчиков стоят внутри, располагая багаж, а двое подают им сумки из тележек, поневоле оттесняя в сторону стоящих на земле наблюдателей. А там уж дело техники и просторности униформы — можно «почистить» несколько сумок и неплохо поживиться, не вызвав никаких подозрений.
Что можно сделать пассажирам, которых подобная безответственность депутатов и отсутствие каких-либо законов в стране превращает в жертв? Разумеется, стоит делать «ход конем», то есть не допускать факта кражи сумки. Каким образом? Во-первых, можно запаять багаж в целлофан — таким образом его будет невозможно вскрыть. И, конечно же, несмотря на все заверения улыбчивых служащих о том, что в багажном отделении вашим ценным вещам ничего не грозит, стоит брать документы, деньги, технику и другие мало-мальски ценные вещи с собой в салон. Что случилось в Энтеббе? Освобождение заложников. Операция «Йонатан» Успех этой, казалось бы, обычной операции, настолько невероятным, что вдохновил несколько ведущих мировых киностудий на снятие сюжетных кинолент, как документальных, так и художественных. При этом еще не учитываются те фильмы, которые не были основаны на событиях операции, однако так или иначе, заимствуют некоторые сюжетные совпадения и названия.
Все началось 27 июня 1976 года с обычного рейса самолета по маршруту Тель-Авив — Афины — Париж. Каким образом четырем пассажирам, которые не прошли сканеры на наличие металла в багаже, удалось пройти контроль и сесть на самолет — до сих пор неизвестно, однако факт остается фактом — четыре террориста, замаскированных под обычных обывателей, пробрались на самолет в качестве пассажиров и уже в воздухе перехватили управление транспортом. Разумеется, никто из них не обладал навыками пилота, однако пистолеты и гранаты умеют убеждать кого угодно, в том числе и людей за штурвалом. Маршрут «птички» изменился — вместо Парижа самолет с гордым названием Air France отправился в Ливию, на встречу с союзниками террористов. Сообщники заправили самолет и после этого отправили транспорт с пассажирами на борту в Уганду.
Диктатор Уганды Иди Амин был в сговоре с террористами, именно поэтому власти страны оказали содействие террористам, изолировав заложников в одном из зданий аэропорта Энтеббе. Однако, дальше начались странности, вернее, отбор по национальности. Пассажиров разделили на две категории — «евреи» и «неевреи». Отбор был основан на фамилиях и гражданстве. Всех, кто не имел израильских корней, террористы просто отпустили, что довольно странно. Оставив в заложниках 105 евреев, среди которых было 77 граждан Израиля, террористы приступили к переговорам с правительством Израиля. Требования оказались простыми до невозможности — либо правительство Израиля освобождает 53 террористов и отпускает их на все четыре стороны, либо в течении 48 часов все заложники будут мертвы.
Именно тогда стало понятно, почему именно произошло такое странное разделение пассажиров. Одной из освобожденных стала еврейская женщина, которую террористы отпустили по собственному недосмотру. Ее впечатления о том страшном дне передавали во многих новостях:«Я почувствовала себя, как 32 года назад, когда услышала немецкие приказы, увидела автоматы… Я увидела вереницы заключенных, услышала резкий окрик: «Евреи, направо!» И я подумала: что толку в существовании Израиля, если все это может повториться и сегодня?» Моссад вступил в переговоры с террористами, уговаривая их сменить условия на более щадящие, однако добившись только лишь отсрочки в несколько дней, а именно — до 4 июля. Однако, это был всего лишь повод, чтобы отвлечь внимание противника и заставить его почувствовать свою безнаказанность и безопасность. На самом деле, все время, что правительство вело переговоры, армия планировала операцию по освобождению заложников.
Элитные части раз за разом разрабатывали и репетировали быстрый и внезапный штурм старого терминала аэропорта. Преимуществом стало во-первых, наличие подробных планов здания и окружающей местности, а во-вторых, знание солдатами этой территории. Ведь терминал строил Израиль еще во времена сотрудничества с африканской страной, а многие из солдат элитных подразделений так или иначе имели опыт службы в Уганде. Дополнительная информация, как водится, была добыта в кратчайшие сроки агентами Моссада на африканской территории. Третьего июля 1976 года началась операция по освобождению заложника, позже названная «операция Йонатан». Четыре самолета «Геркулес» вылетели на Уганду не дожидаясь одобрения со стороны правительства. Так или иначе, командующие израильской армией поступили на свой страх и риск, ведь если бы операция завершилась провалом, а одобрение на нее так и не было получено — всех участников ждал трибунал.
Впрочем, до этого дело не дошло — на полдороге до Уганды разрешение на проведение операции было получено, хоть и слегка опоздало. Всего в операции участвовало 200 бойцов элитных подразделений израильской армии, которые были поделены на пять отрядов, каждый со своей задачей и руководителем. Помимо этого в качестве оборудования был взят черный «мерседес», который был внешне неотличим от автомобиля правителя Уганды Иди Амина — идея пришла буквально в последние минуты планирования штурма и пригодилась для создания эффекта неожиданности. Руководителем операции был назначен генерал Дан Шомрон, который окрестил операцию «Молнией» — переименование произошло позже.
За семь часов полета самолеты оказались в сердце Уганды в аэропорту Эттенбе. Первый самолет приземлился «на хвосте» у только что получившего разрешение на посадку английского «грузовика». Бойцы выпрыгнули из транспорта на ходу, заняли взлетно-посадочную полосу и разместили резервные огни на случай саботирования освещения аэропорта угандийскими солдатами. Этим отрядом спецназа командовал молодой офицер подполковник Йонатан Нетаньяху, в честь которого и была названа в дальнейшем эта операция. После приземления самолета был выгружен «реквизит» — «мерседес» и два джипа, которые и отправились к зданию терминала, груженные бойцами спецназа. Двух угандийских солдат, которые преградили путь машине «президента Уганды» и сопровождению, расстреляли на месте. После чего все также пользуясь эффектом внезапности, спецназовцы проникли в здание терминала и за несколько секунд убили всех четырех террористов, которые играли роль пассажиров. После этого началась процедура эвакуации заложников и участников операции.
Потери, разумеется, были с обоих сторон: убиты восемь террористов и несколько десятков солдат Уганды, не обошлось без потерь и травм среди заложников — двое были убиты а семеро ранены во время операции. Помимо этого одна заложница, ранее направленная в одну из больниц Уганды, была убита после этого по приказу Иди Амина. Йонатан Итаньяху был единственной потерей со стороны солдат — как руководитель операции, он отходил одним из последних и был смертельно ранен выстрелом снайпера. Именно после его смерти операция «Молния» получила новое название, под которым и вошла в историю — «Операция Йонатан».