Согласно легенде, записанной в конце 11-ого столетия в Fundatio Ecclesiae Hildensemensis, Собор Хильдесхайма был основан по желанию самой Девы Марии.
Людвиг интерпретировал эту легенду знак Божьей воли, и что он должен построить церковь, посвященную Марии на этом месте. Он также объявил, собор епархии должен быть расположен в Хильдесхайме вместо Elze.
Восстановленная внешность Собора Хильдесхайма прежде всего отражает позднесредневековую версию здания с романским ядром и Готическими дополнениями. Это — базилика с тремя крыльями с пересекающимся трансептом, хором и восточной апсидой.
Восстановленная западная башня, которая была уничтожена в 1840году, теперь приняла романскую форму,. Подъезд с круглой дверью скопирован с Собора Миндена, но чуть ниже, чем оригинал и покрыт сверху резко покатой крышей.
Фасад северного крыла, которое расположено перед городом, находится во власти скульптур покровителей собора: Девы Марии, Св. Эпифэниуса и Св. Готтарда. Северо-западный подъезд гармонирует с северными часовнями, но отличается своими фигуративными скульптурами.
Восстановленный неф собора основан на версии романского стиля 11-ого столетия, но с некоторыми элементами, которые более типичны для 1950-ых годов, когда происходило восстановление.
Удивительно, но многочисленные архитектурные элементы выжили еще со Средневековья, несмотря на многократные изменения во вкусах и разрушительной бомбежке 1945 года.
Чтобы лучше соответствовать современной архитектуре собора, главный престол был перемещен от восточной апсиды в более доступное положение, а хор был перенесен на восток.
Одна из многих замечательных средневековых ценностей, которой обладает Собор Хильдесхайма, Дверь Бернварда (Bernwardstüren), которая является первой бронзовой дверью с римских времен. Надписи на ней датируются 1015 годом, дверь была заказана Аббатом Бернвардом для церкви Св. Михаила, но позже переместилась сюда.
Дверь Бернварда — одна из самых больших средневековых бронзовых дверей (в 4.72 м высотой) и этим уникальна. Рисунок на двери изображает восемь сцен из Ветхого Завета слева, и восемь сцен из Нового Завета справа. Истории Ветхого Завета расположены хронологически сверху вниз, в то время как сцены Нового Завета идут от основания к вершине.
Как и Дверь Бернварда, «Колонна Христа» (Christussäule) датируется приблизительно 1015 годом н. э. и была первоначально предназначен для церкви Св. Михаила. Она простояла там до 18-ого столетия, но не ценилась, так как церковь стала протестантской в 1542 году.
В 1810 году колонна рисковала быть разрушенной, но местные любители истории спасли ее, поместив ее во внутренний двор собора. Позже она была перемещена внутрь, чтобы уберечь хрупкие элементы.
Дизайн этого уникального объекта основан на Колонне Трэджэна в Риме, только сцены военной победы заменены эпизодами из жизни Христа. Существует всего 24 таких сцены, начиная с крещения Христа в Иорданской Реке и заканчиваясь его Триумфальным Воскрешением.