Базилика Св. Иоанна – большая церковь в Эфесе, построенная императором Юстинианом в 6 веке. Она стоит на месте захоронения Св. Иоанна, который был апостолом, евангелистом (автор Четвертого Евангелия) и пророком (автор Открытия). Базилика стоит на склоне холма Ayasoluk чуть ниже крепости и примерно в 3,5 км от Эфеса.
История. Могила Св. Иоанна была отмечена мемориалом в 4 столетии. А в 6 веке император Юстиниан (527-65 н.э.) построил церковь на этом месте. Могила Св. Иоанна, расположенная под главным центральным куполом, сделала ее одним из священных мест в Средневековье и привлекла сюда тысячи паломников.
Но с понижением статуса Эфеса и после арабских набегов, базилика превратилась в руины, пока клан Сельчук Айдиноглу не преобразовал его в мечеть в 1330 году. Здание было полностью разрушено в 1402 году монгольской армией Тамерлана. Затем церковь разобрали на строительные материалы, но недавняя реконструкция позволяет посетителям понять ее размер и представить ее былой блеск.
Мифы и легенды. Св. Иоанн появился в Эфесе в 1 веке. Ко второму столетию его приравняли к Иоанну Евангелисту, автору Евангелия (предполагается также, что он же был Иоанном Апостолом – любимым учеником Иисуса).
Согласно легенде, Иоанн написал свое Евангелие в Эфесе по требованию других учеников, затем умер в церкви, названной его именем. Более поздние легенды рассказывают, что это была не смерть, а сон, даже можно было заметить пыль, поднимавшуюся над могилой при его дыхании.
Внешний вид. Базилика Св. Иоанна крестообразной формы, покрыта шестью массивными куполами. Пред центральным входом стоят монограммы императора Юстиниана и его жены Теодоры. Этот вход ведет в базилику через южный трансепт. Первоначально, вход был через внешний атриум внутреннего двора, который вел прихожан через нартекс в дальний конец нефа.
Кирпичные своды и мраморные стены были частично восстановлены. Если бы их восстановили полностью, собор был бы седьмым по величине в мире.
Более свежие раскопки к востоку от апсиды показали баптистерий и центральный бассейн, с расположенной рядом часовней, покрытой фресками с изображениями святых.