Дом Святой Девы Марии имеет историческое значение. Она также известна как Двойная церковь, потому что считается, что один вход был для девушки, а другой для Св. Иоанна и для городской церкви, так как здесь проходил Совет Эфеса.
История. Большой совет проводился в Эфесе в 431 году по поводу того, можно ли Деву Марию называть Богородицей, то есть матерью Бога. Многие религиозные лидеры считали, что это название соответствует, так как Христос был и человеком, и Богом, можно сказать, что Мария родила Бога. Несторий, епископ Константинополя, и его партия полагали, что термин Богородица ставит под сомнение величие Бога и предложил называть ее Христородицей, матерью Христа. Совет вынес решение в пользу названия Богородица. Несторий был осмеян толпой и впоследствии уехал в Антиохию.
Законы Эфесского Совета, которые записывают события нескольких месяцев, говорят, что сессии проводились в «церкви, названной в честь Марии». До недавнего времени считалось, что она была построена под руководством Константина Великого (324-30 гг.), основываясь главным образом на ее архитектуре. Однако раскопки австрийского Археологического Института во главе со Штефаном Карвейсом в 1984-86 и 1990-93 гг. опровергли это. Дом Марии был встроен в южную часть зала Olympieion Храма Божественного Адриана, чьи стены еще заметны на севере церкви. Olympieion построен примерно в 100-130 гг. н.э. в болотистой местности рядом с гаванью.
Южная часть, в которой позже расположился Дом Марии, построена после Olympieion, примерно в 200 году н.э. Это был отдельный вход в убежище и важное здание само по себе. Его идентифицируют по-разному – как римская биржа, общественный молитвенный дом или музей (научный центр), но Карвейс полагает, что это был императорский храм.
Это подобное базилике здание было огорожено в 3 веке, когда город был в упадке из-за Великой чумы и нападений готов в 258-62 гг. Дом Марии позже построили на руинах римского здания.
В 530 году Ипатий был епископом Эфеса. Он был ведущим богословом и писателем, который боролся против ереси в синодах Константинополя и был послан императором Юстинианом в дипломатическую миссию.
В Эфесе Ипатий контролировал начало строительства Базилики Св. Иоанна, которое финансировал Юстиниан – возможно частично под влиянием Ипатия. В его собственном соборе, Доме Марии, Ипатий установил длинную надпись, вырезанную на мемориальных досках. Соглашение о похоронах бедняков, как важном милосердии церкви. Оно напоминало пример Бога, которого хоронили в пожертвованном гробу, и предписывает ни одному священнику не брать деньги за панихиды.
После арабских набегов 654 года епископ переехал в Базилику Св. Иоанна и оставался там, пока она не попала под обстрел в 867 году. Paulicians, воинственная армянская секта, превратила Базилику в конюшню, и епископ вернулся в Дом Марии, который частично восстановили.
Дальнейшая история Дома Марии мало известна, так как Эфес был в упадке. Но запечатанные могилы обнаружены за пределами церкви, что соответствует позднему средневековью и указывает, что церковь использовалась христианами, по крайней мере, до 14 века.
Внешний вид. Дома Марии – классическая прямоугольная базилика с рядами колонн высотой 260 м и стенами, достроенными между ними примерно в 500 году н.э. Вход был через большой атриум, отделанный мрамором и мозаикой. Стены украшены крестами и металлическими розетками. Хорошо сохранившийся крестильный бассейн заметен на северной стороне церкви.