На месте раскопок Эфеса восточный участок мощеной дороги длиной800 мведет к Пещере Семи Спящих. Семь Спящих были семью молодыми людьми, укрывшимися в пещере во время преследования. Они заснули, чудесным образом проснувшись примерно в 435 году во время правления Теодозиуса II.
Эти семь мужчин блуждали по городу Эфесу, пораженные обилием церквей и свободой вероисповедания для христиан. Позже спящие умерли естественной смертью и были похоронены в пещере, в которой они спали.
Эта легенда сначала была описана епископом Эфесским Стивеном (448-51). Но Семь Спящих также появляются в Коране – в его версии юношей сопровождала собака.
Грот Семи Спящих, расположенный на восточном склоне холма Панаярдар, стал чрезвычайно важным и крупнейшим местом паломничества с 5 по 15-ый век. Много людей были похоронены в гроте Спящих. Кирпичная церковь была построена над семю могилами. Большой, куполообразный мавзолей был пристроен к пещере в 6 веке.
Раскопки в Гроте Семи Спящих проходили в 1927-1930 гг. Археологи обнаружили, что появление пещеры предшествовало легенде на несколько веков. Много святилищ было в Грота до 5 века, и не все они христианские.
Внешний вид. Грот Семи Спящих огорожен, но большое отверстие в заборе обеспечивает полный доступ к пещере. Его до сих пор посещают много паломников и туристов. Поблизости есть небольшой ресторан.
Главная часть комплекса – церковь, в которой Семь Спящих спали и были похоронены. Большая пещера, с потолком настолько же высоким как во многих церквях, отделана кирпичом. Есть арочные ниши по бокам и в округлой апсиде в центре. Места погребения спящих сегодня представляют собой пустые отверстия в полу.
Один из самых интересных фактов Грота – драгоценные терракотовые лампы, обнаруженные внутри. Они датируются 4 и 5 столетиями. Большинство ламп украшены крестами; на других изображены сцены из Ветхого Завета. Есть также большое разнообразие светских сцен, таких как театральные действия и рабочие будки рыбаков.
Но рядом с ними языческие религиозные сцены, такие как Геркулес и лев, Зевс и Афродита, изображения фасадов храма и голова бога Аттиса. Это доказательство того, что язычество было еще живо в Эфесе в 5 веке.